День первый - открытие Чемпионата Мира

 

23 июня. Год 2012-й. Совершенно непривычно выглядит знакомое вдоль и поперек Большое Грызлово. Третий Чемпионат Мира по высшему пилотажу на ЯК-52. Двадцать три участника из шести стран мира. Немного? Может быть и немного, но само событие достаточно яркое для того, чтобы собрать несколько тысяч гостей.

  

Аэродром основательно подготовился к встрече Чемпионата: специальная площадка для гостей, удобный конференц-зал для прессы, медицинская поддержка, пожарная охрана и полицейские, обеспечивающие безопасность и порядок. Нет, они отнюдь не для того, чтобы кого-то куда-то не пускать или в чем-то ограничивать. Они просто для поддержания спокойной атмосферы. Впрочем – и сами они пропитаны этой атмосферой воздушного праздника.

 

Пресс-конференция, высокопоставленные гости, огромное количество СМИ. Пусть пилотажный спорт не футбол, но зато в нем наша страна всегда была на высоте. И сейчас на высоте, невзирая на то, что после распада СССР авиация наша практически скончалась. Вопросы-ответы-вопросы-ответы. Глава Серпуховского района, Главный конструктор ОКБ Яковлева, Вице-президент FAI – всем есть что сказать. Прессе есть у кого спросить. Вопросы по делу. Ответы конкретны и четки.

  

"Все соревнуются на одном типе самолётов, приезжают из разных стран. Впервые каждая официальная команда страны бесплатно выступает на этих самолётах на чемпионате, не нужно привозить свой самолёт. Это самое яркое отличие нынешнего чемпионата" – резюмирует Виктор Смолин, вице-президент Федерации самолетного спорта России.

Много теплых слов в адрес отечественных пилотажных самолетов. Много непонимания того, почему выпуск этой замечательной техники практически прекращен.

Погода радует – она решила не соответствовать прогнозу и дать возможность показать авиашоу во всей красе. Приходит «Русь» из Вязьмы. Красит небо в российский триколор. Запах авиакеросина, дымы, гул реактивных двигателей. Только сегодня, только сейчас, только здесь. ПО-2, выступающий после них, практически стоит на месте и в этом свое очарование. Соло на ЯК-54, соло на Экстре. Антон Беркутов, Виктор Чмаль, Олег Шполянский, Михаил Мамистов. Насмотревшись на пилотажников, Текнамы из Челавиа ходят строем – плотно, красиво и практически беззвучно. И на десерт – пилотажная группа авиаклуба 1Polet. Минимальны интервал и дистанция между самолетами, фигуры подогнаны плотно – почти все над точкой. Смотри и любуйся. Но вот нарисовано сердце, пробито стрелой – показательная программа закончилась.

Начинается роскошь человеческого общения. Фуршет, встречи, разговоры. О чем? Конечно о небе. Ну и о девушках. И конечно о самолетах. О чем же еще? Праздник. А будни соревнований начнутся лишь завтра.

 

 

Фотограф Сергей Макаренков